Что такое промо-реклама или BTL-реклама, как ее принято называть

Реклама — это некий процесс коммуникации между  производителем товара (или услуги) и потребителем, цель которой — склонить потребителя к  покупке этого товара (услуги) или повлиять на поведение потребителя и побудить его к нужному действию.

В своем арсенале реклама имеет и использует множество различных методов и инструментов. На сегодняшний момент основные из них связаны со средствами массовой информации (СМИ) - радио, телевидением и прессой. Активно развивается так же наружная реклама - рекламные средства в виде вывесок, наружных плакатов, щитов, перетяжек, витрин и так далее, которые размещаются в общедоступных местах. Вышеперечисленные виды рекламы доступны огромному количеству людей, имеют массовый охват и относятся к прямой рекламе.  Подобная реклама стала уже привычна для нас, однако наряду с рядом преимуществ, она имеет и свои недостатки - она не способна быстро реагировать на запросы покупателей, не способна осуществлять физическую продажу, к тому же многие потребители уже перестали доверять такой обезличенной рекламе.

Все эти проблемы помогает решить непрямая реклама, или BTL-реклама. Аббревиатура "BTL" образована сокращением термина «below the line» («под чертой»), который используется для обозначения всего комплекса нестандартных видов маркетинговых коммуникаций с потребителями. По поводу возникновения данного термина  существует такая легенда.  Примерно в середине прошлого века один из руководителей некоей крупной компании составлял смету предстоящих расходов на маркетинг. Включив в нее стандартные элементы (реклама в прессе, на телевидении и радио, PR, разработка новой упаковки и т.д.), он подсчитал расходы, подвел черту, и вдруг вспомнил, что не учел раздачу бесплатных образцов товара, расходы на организацию городского праздника, на котором люди будут пробовать производимую его компанией продукцию. Посчитав все дополнительные расходы, он составил окончательную смету. Так возник термин BTL - это то, что  «под чертой». Большая часть вакансий, опубликованных на сайте promobank.ru относится именно к BTL-рекламе.

Виды BTL-рекламы

Основной отличительной особенностью всех видов BTL-рекламы в том, что она подразумевает прямой контакт с потребителем, что называется «глаза в глаза». BTL-рекламу обычно делят на ряд основных категорий.

Стимулирование сбыта

Это комплекс  мероприятий, направленных на увеличение объемов продаж (стимулирование покупательского спроса, ускорение процесса товародвижения и реализации товара). В этой категории различают мероприятия, которые направлены непосредственно на конечного потребителя  — это стимулирование покупателей (consumer promotion), и  мероприятия, ориентированные на продавцов - это  стимулирование торговых сетей (trade promotion).

К категории consumer promotion относятся всевозможные промо-акции, лотереи, дегустации, подарки за покупку, семплинги и тому подобные известные всем рекламные мероприятия. Для всех них характерно прямое и непосредственное обращение к потребителям рекламируемого товара или услуги. Проводятся подобные мероприятия в местах наибольшего скопления целевой аудитории данного продукта, как правило, это магазины и торговые центры, оживленные улицы, кинотеатры и т.д.

К категории trade promotion относятся акции, целью которых является стимулирование продавцов товара (дистрибуторов или торговых сетей) продавать нужный продукт или. К данной категории относятся такие виды промо-акций, как «таинственный покупатель», различные бонусы за перевыполнение плана продаж, организация конкурсов между торговыми сетями и т.д.

POS-материалы

Это рекламные материалы для использования в местах продаж, задача которых состоит в повышении продаж конкретного товара или группы товаров в данной торговой точке. Название-это аббревиатура от английского «pointofsales», что в переводе означает место продажи. Именно этим  — расположением в непосредственных местах продажи продуктов или услуг — POS-материалы отличаются от наружной рекламы, которая располагается наиболее оживленных местах и не имеет привязке к наличию в них потребителей рекламируемого продукта.

Видов подобных рекламных материалов очень много: дисплеи; воблеры; диспенсеры; джумби; шелфтолкеры; лайтбоксы; стикеры; мобильные стенды; баннеры и т.д. Человек, который занимается размещением рекламных материалов, а также отслеживанием выгодного расположения товара на полках продукции называется мерчендайзер.

Event marketing

К этой категории относятся различные рекламные мероприятия, направленные на продвижение торговых марок, услуг и компаний с помощью ярких и запоминающихся событий – вечеринок, концертов, спортивных мероприятий, различных шоу-программ. Сюда же относятся  различные программы повышения лояльности партнеров — конференции, семинары, праздники.

Все эти мероприятия направлены исключительно на укрепление имиджа рекламируемой марки продукта, а наиболее запоминающиеся из них способны даже стать  громкой новостью. От обычных, не рекламных, мероприятий ивенты отличает тотальное присутствие марки на каждом шагу, начиная с логотипов компании на билбордах, брошюрах, сувенирной продукции и заканчивая самим сюжетом события.Посетитель ни на минуту не должен забывать, кто организовал его досуг.

Партизанский (вирусный) маркетинг

К нему относятся все необычные и нестандартные виды рекламы: уличные флеш-мобы, слухи, вирусный маркетинг, скрытый маркетинг, шоковый маркетинг и так далее. У подобного рода акций есть определенное преимущество - они относительно недороги, поэтому партизанский маркетинг часто называют «малобюджетным маркетингом». 

Партизанский маркетинг

Главная цель партизанского маркетинга —  создать иные, чем обычно, мотивы совершения покупки, это и является одним из основных его преимуществ. Партизаны не используют рациональные аргументы. Они заставляют потребителя испытать сильные эмоции, и под их влиянием совершить покупку, причем не обязательно сразу же. Прием партизанского маркетинга всегда нестандартны и креативны, а эффект от их использования может даже превосходить эффект других, более традиционных видов рекламы.

Direct marketing

Это — рассылка рекламы по почте и e-mail, по базам данных имеющихся и потенциальных клиентов, реклама в каталогах и теле-магазинах. Легальными (не спам) считаются рассылки, когда от адресата в той или иной форме получено согласие на получение им информации.