Есть такая профессия — супервайзер!

На днях в маршрутке я оказалась свидетельницей телефонного разговора сидящей рядом девушки. Разговаривала она, по всей видимости, с близкой подругой, делясь с ней последними новостями своей жизни.

-Слушай, я тут с таким парнем познакомилась, - щебетала она в трубку - красивый, машина крутая, а работает- супервайзером.

С того конца трубки видимо последовал  уточняющий вопрос, кто же такой, собственно, супервайзер.

-Я точно не знаю, что делает  супервайзер, но звучит красиво, - ответила девушка. Наверное, какой-нибудь супер-начальник.

Размышляя над  разговором, я  подумала: «А что, супер -начальник и есть - не зря же промоутеры супервайзеров «суперами» зовут».

Кто такой супервайзер

Проштудировав различные  интернет-источники, я выяснила, что супервайзер - это профессия для нашей страны новая и имеет она несколько значений. Если переводить дословно, супервайзер - это  «надзирающий» (от английского «supervise» – надзирать).

Первые супервайзеры появились в США и выполняли функцию контроля над персоналом, причем сфера деятельности компании, в которой трудились супервайзеры, значения не имела. Постепенно супервайзеры превратились в руководителей среднего звена; сейчас  в подчинении западных супервайзеров находится группа сотрудников от 5 до 20 человек. В зависимости от отрасли, в которой работает супервайзер, различаются и его обязанности. Нужно понимать, что в крупных западных компаниях должность супервайзера находится на достаточно высокой ступеньке карьерного роста, такого рода супервайзер  (как правило, штатный сотрудник) и супервайзер, работающий  на промо-акциях - это две совершенно  разные позиции, сходные исключительно по названию.

Российским аналогом западного супервайзера является бригадир. Основными функциями супервайзера формально является техническое обеспечение промо-акции и контроль за промо-персоналом. Грубо говоря, его задачи - чтоб старт акции состоялся вовремя, чтоб прошла она гладко и без происшествий, чтоб рекламируемый материал всегда был в наличии и не пропадал, чтоб промоутер работал и не опаздывал,  а после окончания акции, чтобы все материалы в ценности и сохранности вернулись назад.  Но  вот в чем загвоздка: я ведь знаю множество супервайзеров, к которым формально вроде бы и не подкопаешься, а отработав с ними одну акцию, больше на работу не пригласишь. Не их это призвание. А есть ребята, которые со стороны кажутся безответственными разболтаями, а в работе показывают себя с самой лучшей стороны. Они  во всех агентствах нарасхват - уладят любую проблему и даже (о, ужас!!!) акцию в Ашанах запустят без опозданий.

Супервайзеры бывают разные.

Если у меня возникала проблема на акции (например, с предполагаемым невыходом промоутера), я всегда знала - нужно позвонить Саше. Не знаю, какими методиками убеждения владел Александр, но после разговора с ним промоутеры любого пола выходили работать даже на самые провальные акции и работали до конца без замен. Но только с условием - работать с Сашей, причем где угодно, когда угодно, в любое время суток. Именно поэтому Саше всегда доставались точки с проблемными промоутерами. Но, естественно, Саше и платили гораздо выше, чем его коллегам на аналогичных акциях. Доплачивали мы ему за его психологические навыки. Какой из этого можно сделать вывод, спросите вы? Отвечу. На мой взгляд, помимо  обладанием организационных навыков,  супервайзер должен еще обладать и психологическими - понимать промоутеров и уметь находить с ними контакт. А кроме этого, уметь говорить и договариваться с другими людьми, от которых во многом зависит успех акции: это администрация магазина (чтоб стойку поставили в хорошем месте), кладовщики на складе (чтоб вовремя отгрузили материал), охрана магазина (чтобы присмотрели за оборудованием). С этим у нашего Александра тоже все было в порядке. Более того, он умел договориться с любым клиентом, и во время проверок ему ставили только положительные оценки, даже если вместо необходимых двух промоутеров и стационарного супервайзера в наличии был только один супервайзер.

А вот другой пример - супервайзер Михаил. Ему я звонила только в одном случае - если акция проходила в дальнем Подмосковье. Причем дальнем настолько, что найти туда другого супервайзера возможным не представлялось. Михаил же там жил, поэтому всегда соглашался на акцию в этом городе. Однако при этом  Михаил был страшным формалистом, в том плане, что работал он исключительно по инструкции. А если вдруг возникала необходимость сделать что-то в его обязанностях не прописанное (это на промо-акциях происходит постоянно), он отвечал: «Я на это не подписывался, я это делать не обязан» и так далее. В конце концов я полностью отказалась от его услуг и даже переплачивала московским супервайзерам за работу в этой подмосковной точке - лишь бы с Михаилом не связываться.

Супервайзеры, учтите:  менеджеры не любят, когда вы готовы работать только «от сих до сих». Специфика промо-акций  такова,  что всем, кто на них задействован часто приходится или работать во внеурочное время, или ехать куда-то  совсем в другое место, нежели было заявлено ранее, или экстренно подстраиваться под новый график. (При этом, естественно, за сверхурочную работу вам обязаны доплатить). Если вы готовы идти навстречу менеджерам, то они вас никогда не обидят, а, наоборот - отметят, заметят и будут предлагать самые лучшие акции. Только иногда для этого «хорошие» акции приходится разбавлять и «плохими».

И еще парочка замечаний напоследок. Во-первых, хороший супервайзер знает- не нужно гнаться за количеством акций, ведь от этого непременно пострадает их качество. Понятное дело, что одной акцией прокормится сложно, но всем известную пословицу про жадность также забывать не стоит. Две-три акции, на мой взгляд, вполне оптимальное количество для опытного(!) супервайзера. При этом ваш доход все равно будет больше зарплаты менеджера среднего звена в любом офисе. Новичкам же больше одной акции брать не стоит.

Во-вторых, как бы ни банально это звучало, для супервайзера важны честность и ответственность. Лучше сказать правду, что вы не успели вовремя сделать отчет из-за большой загрузки и отправить его  чуть позже, нежели врать, что сломался компьютер, фотоаппарат, а руки и ноги у вас в гипсе. Один раз попадетесь на вранье - потеряете доверие со стороны менеджера навсегда. И уж конечно, не стоит присваивать рекламный материал (хотя соблазн всегда очень велик), ведь из-за этого можно лишиться и зарплаты, и работы.

Работа супервайзера на первый взгляд кажется легкой, и эта легкость зачастую привлекает множество авантюристов и охотников за легкой жизнью. Со стороны кажется, что  работать супервайзером - сплошное удовольствие: не нужно рано вставать, сидеть в душном офисе и быть привязанным к жесткому временному графику. Безусловно, все это является большим плюсом для многих. Между тем, в работе супервайзера есть свои сложности и трудности, ведь он несет ответственность не только за себя, но и за работу порученных ему людей. Поэтому совет для тех, кто хотел бы попробовать себя на этом поприще - первым делом откройте любую  типовую инструкцию промо-супервайзера и почитайте прописанные там обязанности и штрафные санкции за их нарушение. Вас это не пугает? Что ж, тогда – удачи и вперед!

Э.П.