Поговорим о штрафах

Вот уже несколько лет  каждый свой рабочий день я начинаю с чашки  кофе и просмотра страницы в «Контакте». Не думайте, что это сложившаяся традиция нерадивого менеджера нашего времени,  нет, это чистой воды служебная необходимость! Я работаю менеджером по персоналу в рекламном агентстве, а « Контакт» для нашей братии все равно, что программа  «1с» для бухгалтера или уголовный кодекс для следователя.

Несчастная Маша.

В один из не очень прекрасных пасмурных дней первым сообщением, которое я получила, было послание от промоутера Маши. Послание было длинное и грозное, а суть его сводилась к тому, что Машу жестоко обманули с заработной платой. Причем обмануло агентство, в котором я сама работала совсем недавно, и которое раньше в таких вещах замечено не было.

Речь не шла о том, чтобы Маше не заплатили зарплату, или обещали  заплатить ее через год.  Ее просто оштрафовали, но, по ее мнению, несправедливо. В принципе, любого промоутера всегда есть за что оштрафовать. Как говориться, был бы человек, а дело найдется. В случае промоутеров  этот принцип действует  на сто процентов. Если открыть типичный перечень штрафных санкций типичного агентства (даже самого добропорядочного), у незнающего человека глаза на лоб полезут от количества пунктов в нем.

Ниже мы  попробуем разобраться, что такое агентские штрафы, в каких случаях они налагаются справедливо, а в каких - нет, и,  как честному  промоутеру с ними бороться.

Штраф-кнут для промоутера.

Первое и главное нужно знать то, что если вас нанимают на работу с оформлением, оштрафовать вас ох как сложно. Сложно это сделать, и если вы работаете по договору найма. А если работаете так, как принято в большинстве агентств - тогда оштрафовать вас легко. Более того, вам легко даже вообще ничего не заплатить (подробнее смотрите наPROMOBANK.RU в статье абота по договору найма).

Но речь не об этом. Предположим, вы давно знаете агентство и полностью уверены в его благонадежности. Платят регулярно, но вот штрафуют постоянно и вроде бы за дело. Знакомая картина? Вы уже смирились и даже перестали выяснять, за что штрафуют. Зарплату получили вовремя - уже хорошо. Ведь зачастую не хочется выяснять отношения  и рисковать при этом дальнейшим сотрудничеством с агентством.

Вопрос первый: куда идут штрафы промоутеров.

В большинстве агентств на этот вопрос отвечают следующим образом (цитата из кодекса промоутера одного популярного агентства):  «Штраф – это «кнут» для промоутера, но его применяют только за дело. Агентство не зарабатывает на штрафах. Из штрафов формируются премии лучшим. Штрафы – это крайняя мера. Нам выгодно работать с теми, у кого нет штрафов».

Так ли это на самом деле? Ответить на этот вопрос крайне сложно, ведь проверить это утверждение вы никак не сможете. Даже если кому-то из ваших коллег и дадут премию, как показывает практика, штрафов все равно будет больше. А в некоторых агентствах вообще никогда никаких премий не выдают. В таком случае ответ на вопрос о том, куда идут ваши штрафы, очевиден – в пользу агентства. Есть исключения, когда штраф налагает прямой заказчик акции: он штрафует агентство, а оно, соответственно, штрафует промоутера. Однако просто так заказчик наложить штраф на агентство не может - все штрафные санкции заранее прописываются в договоре между агентством и клиентом. Для подтверждения нарушения заказчик акции представляет агентству весомые вещественные доказательства проступков промоутеров. А если в агентстве вам сообщают, что «клиенту не понравилось, что ты смотрела в потолок в течение 2-х минут, и он решил оштрафовать тебя на половину зарплаты», есть смысл усомниться в правдивости этой фразы. Особенно, если за время акции к вам никто с проверкой не подходил.

Вопрос второй: за что могут оштрафовать промоутера.

При устройстве на любую акцию агентство обязано выдать вам инструкцию промоутера, в которой четко прописаны механика акции, график работы, а самое главное - штрафные санкции. Вы, получив эту инструкцию, обязаны с ней ознакомиться и поставить свою подпись на бланке, тем самым подтверждая факт ознакомления. Если штрафы слишком суровы, на ваш взгляд, или их перечень слишком большой - лучше отказывайтесь от работы на данной акции. Если возникают вопросы по штрафам - задавайте  их сразу на месте. Приступая к работе, вы должны четко осознавать, за что вас могут оштрафовать! И, конечно, не делать этого ни в коем случае. Если вам не дали инструкцию со штрафными санкциями - требуйте ее. Отказываются выдавать? Разворачивайтесь и уходите, не стоит сотрудничать с подобным агентством.

И, наконец, третий вопрос: должен ли промоутер заранее знать о штрафе?

Ответ однозначен - да, должен! Никто не имеет права оштрафовать вас тихонько, иногда задним числом, уведомив вас о штрафе только в день получения заработной платы. Для того чтобы агентство имело законное право на штраф, оно должно предъявить вам вещественные доказательства. Это может быть фотография, либо бланк проверяющего с вашей подписью.

Помните, ваша подпись на бланке проверки строго обязательна, без нее бланк недействителен. То есть, если проверяющий поймал вас в момент совершения преступления (например, курение на рабочем месте), сфотографировал и занес все это в свой бланк проверки, он обязан дать вам расписаться в нем.  Тут уж отнекиваться бессмысленно - штраф явно обоснован.

Итак, подытожив вышесказанное, мы можем сделать следующие выводы:

Если вас необоснованно, на ваш взгляд,  оштрафовали - бороться можно и нужно. Требуйте доказательств: фотографий, бланка проверки.

У вас на руках должна быть инструкция, где четко прописаны все пункты, за нарушение которых вас могут оштрафовать. При устройстве на работу, вы заранее должны знать, на что подписываетесь. Если пункт, за который вас оштрафовали, в инструкции не прописан - штраф необоснован.

Грамотно и без эмоций отстаивайте свою позицию. Не нужно грозить агентству трудовой инспекцией, папой-полицейским или кичиться своими связями в силовых структурах. Максимум, что следует сделать, если работодатель не соглашается снять несправедливо наложенный штраф, пригрозить тем, что напишите в интернете о недобросовестности данного агентства. Сейчас агентства очень тщательно отслеживают негативные отзывы о себе сети и стараются не допустить их появления.

И помните: вы взрослый человек и должны понимать, что платить за некачественную работу вам никто не обязан, тем более, если у Вас на руках нет никакого подтверждения о том, что вы вообще работали. Поэтому, главных советов будет два: работайте по договору и не халтурьте. Тогда никакие штрафы вам не страшны!